Помимо базовых стереотипов, существуют и частные, усложняющие работу компаниям-создателям офисного пространства. Например, большинство потребителей не сомневаются, что на кресле непременно должны быть подлокотники, хотя на самом деле с точки зрения эргономики это не всегда обязательно. Или, к примеру, многие заказчики уверены, что на установленных на столах перегородках необходима ткань, которая лучше поглощает звук в офисе. Это не совсем так: ткань на низкой перегородке не столько поглощает звук, сколько улучшает акустический комфорт в помещении, уменьшая эхо.
В Европе и США ситуация в корне другая. Как рассказал коммерческий директор компании «Стробос» Евгений Петров, когда новый сотрудник подписывает контракт с работодателем, в договоре зачастую оговаривается конкретная модель кресла, на котором человек будет сидеть, и это нормальная практика. Компаниям, работающим на российском рынке офисных решений и придерживающимся западного подхода, приходится непросто, поскольку такие ключевые критерии, как «эргономика» и «эффективность», клиенты не могут и часто даже не считают нужным измерять. Непросвещенность клиентов приводит к тому, что выбор в пользу определенного продукта или офисного решения они делают на основе понятных им критериев – цена, внешний вид, срок поставки мебели и гарантии. Часто компании не считают нужным воспользоваться услугами профессионалов в этой области.
Однако, если компания все-таки принимает решение обратиться к специалистам, ее топ-менеджмент зачастую остается в стороне, делегируя процесс организации офиса, например, департаменту хозяйственного снабжения. Офисные эргономисты недоумевают: офис – это лицо компании, а значит, и вопрос создания рабочего пространства должен быть для руководства первостепенной задачей. Сетования эргономистов-проектировщиков связаны с тем, что когда организация офиса делегируется менеджеру хозяйственного подразделения, он зачастую выполняет эту функцию по параметрам «стоимость» и «сроки». Таким заказчикам сложно объяснить преимущества организации офиса с точки зрения эффективности и выгод, которые может получить компания, выбрав то или иное офисное решение.
Часто компании-проектировщики офисов не пытаются развенчать существующие среди потребителей мифы, решая основную для своего бизнеса задачу - продать побольше и при этом минимизировать собственные трудозатраты. Кроме того, нередко проектировщики сидят, что называется, на двух стульях сразу: с одной стороны, они продают свою услугу клиенту, а с другой – зарабатывают на том, что рекомендуют ему конкретных поставщиков офисной мебели. Все это на руку бизнесу проектировщиков, но не очень хорошо для клиентов, которые в итоге получают типовые конфигурации рабочего пространства для своего офиса. Упрощая себе жизнь, проектировщики редко стремятся к индивидуальному проектированию места каждого сотрудника и, соответственно, не учитывают специфику работы разных департаментов. Это может привести к тому, что сотрудники будут тратить свое рабочее время на лишние перемещения по офису или поиск документов.
В этих условиях непросто работать как международным поставщикам решений для офиса, так и российским компаниям, которые заражены «западной» философией эргономичности офисного пространства. Мировой рынок еще в прошлом веке преодолел все основные стереотипы. Евгений Петров уверяет, что и у нас в стране культура потребления уже начинает появляться. Но, скорее всего, молодой российский рынок будет «болеть» еще ближайшие три-пять лет.
|