english
Rambler's Top100

 


















Orgspace : об orgspace : пресса об Orgspace : публикации : Конфликт интересов
 публикации





№ 3 (306)' 2011

Конфликт интересов







Конфликт интересов

Российский рынок офисной мебели до кризиса оценивался примерно в 2 млрд евро. Объем одного только немецкого рынка – в несколько раз больше, хотя население России вдвое превышает население Германии. Проблема нереализованного потенциала отечественного рынка – в стереотипах потребителей.

Текст: Полина Русяева

Российский рынок офисной мебели работает вопреки западным стандартамПервое в мире офисное кресло появилось в 1926 году, его произвела швейцарская компания Giroflex. До того момента существовали так называемые «многофункциональные» стулья и кресла, которые потребители использовали для дома и для работы, для игры на фортепиано и для отдыха. Швейцарская компания-первопроходец создала кресло, предназначенное специально для работы. Таким образом, производитель ввел в обиход понятие «эргономика» применительно к офисной мебели: кресло спроектировали с учетом того, чтобы человеку было удобно на нем работать. Для своего кресла Giroflex создал специальный пружинно-вращающийся механизм, на который компания получила свыше 30 патентов. Это изобретение коренным образом изменило представления о комфорте сидячей работы. Но даже спустя 85 лет понимание того, что рабочее пространство может быть эргономичным и эффективным, пришло далеко не ко всем потребителям. Игрокам отечественного рынка оснащения офисов приходится работать в условиях, когда клиенты руководствуются многочисленными стереотипами.

Один из них – восприятие организации офиса как статьи затрат, а не инвестиций. Компании, которые сталкиваются с необходимостью создания или обновления офиса, стремятся минимизировать свои издержки на его обустройство. Игроки офисного рынка проводят аналогию со станком: производителю нецелесообразно покупать дешевый станок, ведь он не может выдавать продукт с нужными параметрами качества. Покупая хороший станок, компания инвестирует, а не тратит.

Аналогичная ситуация и с офисом и его оснащением. Если задача формулируется не с точки зрения экономии, а с точки зрения вложений, то в корне меняется и подход к организации офиса. Такие заказчики формулируют задачу следующим образом: организовать эффективную работу сотрудников компании. Но чаще задача ставится иначе: расставить мебель по офису с учетом числа сотрудников фирмы. Такой подход порождает еще два типа заблуждений. Во-первых, стереотип потребления - у клиентов отсутствует понимание, что мебельная продукция может решить задачи эффективной работы офиса. Во-вторых, стереотип процедурный, когда потребитель просто покупает мебель, вместо того, чтобы решать задачу правильной организации пространства.

Стереотип потребления проектировщики-эргономисты демонстрируют на следующем примере. На вопрос, зачем в офисе нужны стулья и столы, почти все сотрудники компаний-клиентов отвечают: «Стулья - чтобы сидеть, столы – чтобы положить документы и поставить компьютер». В лучшем случае лишь один человек из двадцати отвечает: «Чтобы работать». По словам генерального директора компании Orgspace Consulting Бориса Шахта, практически никто из потребителей не задумывается о том, что от столов и стульев, от условий работы может напрямую зависеть производительность труда и эффективность каждого отдельно взятого сотрудника.

Специалисты по эргономике уверяют, что правильно организованный офис может повысить работоспособность сотрудниковОтсюда и разница в потреблении российскими и, например, немецкими фирмами. В России среднестатистическое кресло стоит около 100 евро, а в Европе нормальной ценой для офисного кресла считается диапазон 500-1000 евро – такова цена качественного эргономичного кресла, которое позволяет человеку медленнее утомляться и не вредить своему здоровью. Кроме того, немецкие потребители понимают, что в правильно организованном рабочем месте должно быть три функциональные зоны: «под столом, на столе и над столом». Российские клиенты крайне редко задумываются о «надстольном» пространстве и не придают ему особого значения. Так что даже по количеству «потребляемых» предметов рабочей мебели немцы обходят россиян.

Δ Наверх

Помимо базовых стереотипов, существуют и частные, усложняющие работу компаниям-создателям офисного пространства. Например, большинство потребителей не сомневаются, что на кресле непременно должны быть подлокотники, хотя на самом деле с точки зрения эргономики это не всегда обязательно. Или, к примеру, многие заказчики уверены, что на установленных на столах перегородках необходима ткань, которая лучше поглощает звук в офисе. Это не совсем так: ткань на низкой перегородке не столько поглощает звук, сколько улучшает акустический комфорт в помещении, уменьшая эхо.

В Европе и США ситуация в корне другая. Как рассказал коммерческий директор компании «Стробос» Евгений Петров, когда новый сотрудник подписывает контракт с работодателем, в договоре зачастую оговаривается конкретная модель кресла, на котором человек будет сидеть, и это нормальная практика. Компаниям, работающим на российском рынке офисных решений и придерживающимся западного подхода, приходится непросто, поскольку такие ключевые критерии, как «эргономика» и «эффективность», клиенты не могут и часто даже не считают нужным измерять. Непросвещенность клиентов приводит к тому, что выбор в пользу определенного продукта или офисного решения они делают на основе понятных им критериев – цена, внешний вид, срок поставки мебели и гарантии. Часто компании не считают нужным воспользоваться услугами профессионалов в этой области.

Однако, если компания все-таки принимает решение обратиться к специалистам, ее топ-менеджмент зачастую остается в стороне, делегируя процесс организации офиса, например, департаменту хозяйственного снабжения. Офисные эргономисты недоумевают: офис – это лицо компании, а значит, и вопрос создания рабочего пространства должен быть для руководства первостепенной задачей. Сетования эргономистов-проектировщиков связаны с тем, что когда организация офиса делегируется менеджеру хозяйственного подразделения, он зачастую выполняет эту функцию по параметрам «стоимость» и «сроки». Таким заказчикам сложно объяснить преимущества организации офиса с точки зрения эффективности и выгод, которые может получить компания, выбрав то или иное офисное решение.

Часто компании-проектировщики офисов не пытаются развенчать существующие среди потребителей мифы, решая основную для своего бизнеса задачу - продать побольше и при этом минимизировать собственные трудозатраты. Кроме того, нередко проектировщики сидят, что называется, на двух стульях сразу: с одной стороны, они продают свою услугу клиенту, а с другой – зарабатывают на том, что рекомендуют ему конкретных поставщиков офисной мебели. Все это на руку бизнесу проектировщиков, но не очень хорошо для клиентов, которые в итоге получают типовые конфигурации рабочего пространства для своего офиса. Упрощая себе жизнь, проектировщики редко стремятся к индивидуальному проектированию места каждого сотрудника и, соответственно, не учитывают специфику работы разных департаментов. Это может привести к тому, что сотрудники будут тратить свое рабочее время на лишние перемещения по офису или поиск документов.

В этих условиях непросто работать как международным поставщикам решений для офиса, так и российским компаниям, которые заражены «западной» философией эргономичности офисного пространства. Мировой рынок еще в прошлом веке преодолел все основные стереотипы. Евгений Петров уверяет, что и у нас в стране культура потребления уже начинает появляться. Но, скорее всего, молодой российский рынок будет «болеть» еще ближайшие три-пять лет.

Δ Наверх








© 2004-2023 Orgspace : Privacy Policy Legal Notice : Политика в отношении обработки персональных данных

Адрес: г. Москва, проезд Завода Серп и Молот, д.10
                Бизнес-центр «Интеграл», офис 602. Тел.: +7 (495) 780 4391 info@orgspace.ru

 Orgspace - проектирование офисов, офисная мебель, офисные кресла для персонала, конференц-кресла, переговорные столы.

Чтобы Вам было удобнее пользоваться нашим сайтом, мы используем cookie-файлы. Продолжая просматривать веб-сайт, Вы принимаете и соглашаетесь с нашей Политики конфидециальности. Вы можете в любое время отозвать свое согласие, изменив настройки своего браузера и удалив сохраненные cookie-файлы.