english
Rambler's Top100

 


















Orgspace : об orgspace : пресса об Orgspace : публикации : Офисные зоны: разделение полномочий
 публикации





№8' 2005

Офисные зоны: разделение полномочий







Офисные зоны: разделение полномочий

Ольга  ЛЕБЕДЕВА

При организации нового или переоборудовании имеющегося офиса всегда возникают вопросы: как наиболее оптимально использовать пространство, как добиться максимально эффективной работы сотрудников и уменьшить затраты на содержание офиса. Ответом на эти вопросы станет правильное зонирование офисного пространства.

Современный офис – это не просто здание, разделенное на этажи, холлы, комнаты, кабинеты. Это сложная инфраструктура, где все предельно функционально и продуманно. Где все, в том числе обустройство офисных зон и подбор мебели, – способ достижения целей компании. Правильное зонирование заключается в привязке функциональной структуры офиса к архитектуре конкретного здания.
Конечно, если офис расположен в арендованном помещении, не подлежащем перепланировке, приходится исходить из данности. Но в нем можно так же рационально и грамотно организовать пространство, как и в офисном здании класса А, которое дизайнеры «вели» с начального этапа строительства. Главное – руководствоваться советами специалистов.





Мнение эксперта:
Борис Шахт, директор компании «Orgspace Consulting»

Факт: если сотрудник тратит 20 минут в день на путешествия от своего рабочего места до шкафа и обратно, то это означает, что за год на одно только хождение уйдет 82 часа или две полные рабочие недели. А ведь это время можно использовать для полезной работы, если правильно зонировать офис.
Основой грамотного зонирования служит создание модели, описание того, как офис должен и будет работать. Лишь после этого можно искать мебельные решения и делать дизайн-проект.
Мебель в офисе – это не только предмет обстановки, это в первую очередь инструмент для организации деятельности сотрудников. Оценивая проект офиса, надо видеть не то, где и как будет располагаться мебель, а то, как будут происходить те или иные процессы и как при этом будут работать люди.
Как осуществлять зонирование нового офиса?
Когда речь идет о новом офисе, мы сначала делаем предарендный анализ. Это одно из направлений зонирования, которое дает возможность «увидеть» и оценить, насколько эффективно создавать офис в данном помещении, какие подразделения целесообразно здесь организовать, сколько рабочих мест того или иного типа можно в нем  рационально разместить.
В результате мы получаем планировочную концепцию будущего офиса: распределение зон и их параметры, типы и конфигурации рабочих мест. Эти данные помогут решить вопрос – арендовать выбранное помещение или нет.
Что надо делать, когда компания планирует расширять или переоборудовать существующий офис?
Раз вы решили расширить существующий офис, этому наверняка есть причины, например, появление новых сотрудников или бизнес-процессов. Если при этом вы еще только думаете о дополнительном помещении, стоит сначала произвести оценку резервов имеющегося. В каждом офисе есть скрытый потенциал, и с помощью модернизации рабочего пространства можно повысить и эффективность труда сотрудников, и найти решения для более рационального использования площадей. Возможно, новые помещения не понадобятся, а сотрудники разместятся в существующем офисе после его частичного переоборудования.
Какими инструментами зонируют офис?
Если вы решили поменять структуру офиса, то лучше всего будет избегать стационарных ограждений и воспользоваться решениями Open Space на базе мобильных перегородок. Зонирование можно также осуществлять с помощью мебели, например шкафов. Самым удачным вариантом считаются решения, когда нет необходимости использовать специальные элементы, чтобы, скажем, отделить одну зону от другой. Так, если места сотрудников достаточно изолированы, то зону брифинга, расположенную рядом, отгораживать не нужно. Кроме этого, когда офисное пространство спроектировано правильно, то и проходы не потребуют дополнительных ограждений.

Δ Наверх

На «фронте»…
Любой офис обычно делится на две части: фронт-офис (front office) и бэк-офис (back office). Это деление не столько территориальное, сколько функциональное: каждая часть может состоять из нескольких помещений, расположенных в разных концах офиса.
Фронт-офис служит для представительских целей компании: здесь общаются с клиентами и партнерами, проводят публичные семинары и презентации. Зона ожидания чаще всего размещается в холле. Она оборудована стойкой ресепшн и мягкой офисной мебелью (презентабельными и стильными диванами для посетителей, креслами, уголками), журнальными столиками, стойками для информационно-презентационной продукции компании.
Переговорные комнаты комплектуются либо из самых аскетичных соображений: стол, стулья и никаких «раздражающих факторов», либо оборудуются по последнему слову техники и мебельной моды: столы самых разных форм и размеров, кресла или стулья любой жесткости и степени комфорта, сложная презентационная, проекционная, аудио- и видеотехника.
Без мягкой мебели, выдержанной в классическом стиле или стиле собственно кабинета руководителя, не обходится ни одна приемная. Традиционно в приемной же располагается рабочее место секретаря. Самым ответственным участком фронт-офиса с точки зрения подбора мебели считается кабинет руководства, который может быть оборудован как кабинетной мебелью бизнес-класса, так и президентскими комплектами самых разных конфигураций, вкусовых и дизайнерских предпочтений.
Наиболее престижной считается отделка из дорогих естественных материалов: природного камня и дерева. Не менее благородно выглядит покрытие современными декоративными материалами – его порой не отличить от натурального мрамора. А демократичный ламинат позволяет создавать любые, самые оригинальные и запоминающиеся интерьеры.
Но, кроме формирования имиджа, для компании не менее важна эффективность работы сотрудников и оптимальное использование площадей. Так, если в офисе часто проводят брифинги, переговоры или обучение, это не значит, что для каждого вида деятельности придется отводить отдельную зону и приобретать специальные столы и стулья – все эти мероприятия можно организовать в одном и том же помещении, снабдив его многофункциональной мебелью. Рассмотрим одно из решений для переговорной комнаты. Мобильная серия позволяет за две минуты сменить планировочное решение внутри переговорной комнаты и подготовить ее под нужный процесс: совещание,  видеопрезентацию или командную работу. Благодаря специальным формам мобильных столов их можно соединять наподобие фигур в игре Tetris. Такие предметы помогают организовать специфические процессы, свойственные переговорам: сервировка стола, размещение проектора и многое другое.

Δ Наверх

…и в «тылу»
Деление офиса на определенные зоны не дань моде. Это рациональный подход, ведущий к оптимизации всех рабочих процессов, каждый из которых нацелен на повышение статуса компании и работоспособности ее персонала. Бэк-офис – основное рабочее пространство, скрытое от взглядов посетителей, а в некоторые помещения (например, в кассу) доступ ограничен даже для большинства служащих компании. Обстановка бэк-офиса, в отличие от фронт-офиса, должна производить хорошее впечатление именно на сотрудников, создавая условия как для сосредоточенной обработки документации, так и для творческой или командной работы.
Соотношение площадей фронт- и бэк-зоны во многом зависит от сферы деятельности компании и, как правило, равняется 3/5 или 2/5 соответственно. Для фирм, ориентированных на плотную работу с клиентами (для банков, риэлтерских, консалтинговых, страховых компаний), такое соотношение вполне справедливо, тогда как в дилинговых центрах или крупных бюро переводов превалирует площадь бэк-офиса.
Отделяя фронт-офис от бэк-офиса, особо экономные руководители решают, что для презентационных целей нужно выбирать дорогую и качественную мебель, а для собственного персонала, работающего в скрытых от посторонних глаз помещениях, – значительно скромнее и дешевле. Такие соображения неактуальны в наше время. Во-первых, потому, что мебель всех офисных зон просто обязана быть качественной, функциональной и эргономичной. А во-вторых – российские производители офисной мебели уже добились того, что при отличном качестве, функциональности и современном дизайне их продукция вполне доступна по цене.
Справедливости ради стоит отметить, что многие современные компании сознают значимость бэк-офиса и не экономят на обустройстве рабочих мест. Даже те, кто «до последнего» считал энтузиазм единственным двигателем карьеры, признали, что комфортные условия работы – действенный стимул для профессионального роста сотрудников. Особенно когда комфорт является следствием функциональности и эстетичности рабочего пространства.

Визуальное зонирование
Этот прием чаще используют дизайнеры жилых помещений, стремясь зрительно увеличить и разграничить небольшие площади современных квартир, особенно ванные комнаты и кухни. Но этот способ позволяет создавать и удачные офисные варианты.
Визуальное, или условное зонирование – это в какой-то мере альтернатива офисным перегородкам. Стеклянные перегородки, сохраняя офис прозрачным и территориально цельным, делят его функционально, в то время как с помощью визуального зонирования можно добиться мягкого, почти незаметного расслоения одной зоны на «подзоны». Этим способом стоит воспользоваться в ситуации, когда «делить» уже нечего. Представим, что сотрудник в своем кабинете должен работать с документами, вести телефонные переговоры, общаться с коллегами, принимать гостей, то есть выполнять «личную» и «общественную» работу. Можно покрасить стены кабинета в гармонирующие тона, например: две стены, образующие угол, в светло-бежевый цвет, а две другие стены – в светло-серый. Если обставить образовавшиеся условные части соответствующей мебелью, получатся «зона рабочего места» и «зона общения», каждая с подобающей атмосферой –  своего рода фронт-офис и бэк-офис в одной комнате. Стены не обязательно делать разноцветными, иногда достаточно придать им разную фактуру: гладкую в рабочей зоне и матовую, шероховатую в зоне общения, где аквариум или декоративное растение придадут дизайну общую законченность.
Конечно, грамотно сделать визуальное зонирование помещения, не нарушив его целостности и выдержав дизайн в едином стиле, под силу только профессионалам. Однако в некоторых случаях это решение может стать самым успешным.

Δ Наверх








© 2004-2023 Orgspace : Privacy Policy Legal Notice : Политика в отношении обработки персональных данных

Адрес: г. Москва, проезд Завода Серп и Молот, д.10
                Бизнес-центр «Интеграл», офис 602. Тел.: +7 (495) 780 4391 info@orgspace.ru

 Orgspace - проектирование офисов, офисная мебель, офисные кресла для персонала, конференц-кресла, переговорные столы.

Чтобы Вам было удобнее пользоваться нашим сайтом, мы используем cookie-файлы. Продолжая просматривать веб-сайт, Вы принимаете и соглашаетесь с нашей Политики конфидециальности. Вы можете в любое время отозвать свое согласие, изменив настройки своего браузера и удалив сохраненные cookie-файлы.